|
Эссе
на тему "Моя профессия"
|
Какие
бы ни были времена, какие бы ни были нравы, как бы не менялись социальные
ориентиры, приоритетные ценности общечеловеческой морали, такие как
истинная доброта, честность, отзывчивость, порядочность и воспитанность
всегда останутся востребованными в живом, прогрессирующем человеческом
обществе. В связи с этим, главной задачей педагога я вижу достойное
образование, т.е. оформление внутреннего и внешнего образа молодого
человека, готового к продвижению культурных достижений человечества
по пути дальнейшего развития. И, именно, от индивидуального и профессионального
качества педагога, во многом, зависит и качество образования подрастающего
поколения. Значит, образно говоря, несущей конструкцией, базисом качественного
образовательного процесса является личность самого педагога. Такие
качества, как ответственность и самоотдача, преданность и альтруизм
и, самое главное, воспитанность самого преподавателя должны быть элементарными
показателями компетентности педагогов. Ведь, что скрывать, можно иметь
два-три высших образования, всякие высокие звания, но быть недостаточно
воспитанным в нравственном смысле. К сожалению, такое явление можно
наблюдать и в среде учителей, а это можно зачесть не в пользу престижу
профессии. Таким образом, самосовершенствование и самоконтроль на
преподавательском поприще, ни коим образом не должны оставаться в
стороне, как говорится, "уча учись!". Сама профессия обязывает
нас быть строгими, в первую очередь, по отношению к самому себе и,
одновременно, быть, именно быть, а не казаться "своим человеком"
среди детей, понимать и уважать их. Здесь уместно привести слова Григория
Назианзина: " Образовать человека, существо самое непостоянное
и самое сложное из всех, есть искусство из искусств". Ведь даже
для того, чтобы выстругать удобное и тем самым продуктивное топорище,
нужно, помимо труда, приложить немалое умение, терпение, а ведь мы
не топорище вытачиваем, а формируем, образуем ЧЕЛОВЕКА.
Каждое занятие, если человек отдает ему всего себя, отвечает взаимностью
и образуется та самая гармония, которая лежит в основе профессионализма
и, как следствие, довольства качеством жизни. Если человек нашел профессию
учителя своим истинным призванием, то стоит только радоваться за него,
ведь эта специальность хоть и считается одной из сложнейших, но мало
найдется других профессий, приносящих человеку счастье в самом чистом,
самом благодарном виде. Чтобы добиться добрых плодов своего труда,
учителю нужно, самое главное, говорить детям то, что действительно
знакомо и то, во что он искренне верит.
Теперь перейду из глобального в локальное. Неотделимой частью сути
педагогической деятельности является непосредственное общение с детьми,
а по отношению к педагогам, работающим в сельских населенных пунктах,
это не только общение в рамках образовательного учреждения, но и в
повседневной жизни. Сельский учитель находится все время на виду у
населения и, чем больше он соответствует своему высокому званию, тем
и определяется его социальный статус, т.е. отношение населения к нему
и всем педагогам, в общем. Дети намного чувствительнее к фальши, намного
острее реагируют на воздействия со стороны, особенно в сфере взаимоотношений
между людьми. Как говорил Ян Амос Каменский, выдающийся педагог и
дидактик: "…Природа всех рождающихся существ такова, что они
являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном
возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Подобно тому, как
мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет,
то его легче обратить в порошок…". Именно в детстве в людях закладываются
семена патриотизма, гражданственности, ответственности за себя и окружающих.
Вот поэтому и не только, учителю всегда и во всем нужно стараться
быть примером настоящего человека и гражданина. У истинного педагога
о поверхностном отношении к своей профессии, здесь и речи быть не
может. В этом сложность и, одновременно, простота в воспитательной
деятельности молодежи.
Сложность кроется не только, как говорилось выше, в постоянном строгом
самоконтроле и , а также, для молодых учителей, в особенности, отсутствием
элементарных ценностей современного цивилизованного мира, куда кроме
бытовых удобств можно причислить и такие проблемы, как проблема с
выездами в центр, отсутствие разных заведений для культурного досуга
молодежи. В суровых условиях Крайнего Севера, мужчина- сельский учитель,
чтобы пользоваться уважением среди населения, должен быть, образно
говоря, и швец и жнец и на дуде игрец, т.е. кроме того, что он является
хорошим учителем, спортсменом, активистом сельской культурной жизни,
он еще и должен быть таким же охотником, рыбаком и в достаточной степени
уметь все навыки и умения мужчины- добытчика Севера. Для всего этого
нужно приложить немало сил и терпения.
Простота же выражается в том, что на селе намного легче можно установить
тесный контакт с учащимися, что необходимо для более качественного
образования молодого поколения, а также проще установить тандем Семья
и Школа в воспитании школьников.
Без контакта с родителями полноценного образования детей не получится,
поэтому нужно, особенно классным руководителям, побольше усилия уделять
этому аспекту воспитательной деятельности. Не все родители уделяют
этому должное внимание и не любят, когда, как им кажется, чужие влезают
в их частную жизнь и, поэтому, не стоит ограничиваться только классными
часами и родительскими собраниями в деле установления сотрудничества
с ними, а к каждому из, так называемых, проблемных родителей, нужно
найти свой индивидуальный подход. Тут то и потребуется концентрация
всего жизненного опыта самого преподавателя. Для многих школьных учителей,
работающих в городских условиях, эта проблема является одной из трудноразрешимых,
а в сельской местности, при должном поведении учителя, решение этой
проблемы, зачастую, вполне по силам даже молодым учителям. Родителей
же, активно участвующих в деле воспитания своих детей, соответственно,
нужно всячески поощрять, почаще привлекать к общественной жизни школы
и класса и поддерживать элементарные дружеские отношения с ними.
Теперь, о самом главном, т.е. о самом процессе образования.
Я думаю, что в деле образования, где главенствующей идеей является
внутреннее формирование человека, не нужно забывать и о внешней оболочке,
т.е. о телесном содержании ребенка. Ведь, без должного телесного здоровья,
все достижения в области внутреннего мира человека, можно свести чуть
ли не к нулю. Ведь, насколько здоровье необходимо нам для профессиональной
деятельности и счастья и насколько каждому, кто желает играть какую-либо
роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения
и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства.
Таким образом, главной задачей образовательного процесса в средней
школе я вижу образование, в прямом смысле этого слова, морально и
физически здорового, приобщенного ко всем ведущим культурным достижениям
человечества, готового к дальнейшей полноценной, творческой, успешной
жизни молодого человека. |
|